Владимир Путин не поскупился на встречу. Как бы то ни было, обстановка на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, российском «Давосе», где Франция получила в этом году статус почетного гостя, складывалась не лучшим образом. В любом случае, Эммануэль Макрон отправился в поездку с багажом стартапов и крупных компаний, таких как «Тотал», «Анжи» и «Ашан». Все это, однако, не отменяло душок холодной войны, витавший на встрече. Причиной тому стали новые экономические санкции, которые приняли США в начале апреля против России из-за подозрений насчет вмешательства Москвы в американские выборы.
Под прицелом Белого дома оказались 26 приближенных к российской власти бизнесменов и полтора десятка российских компаний. Главной жертвой оказался Олег Дерипаска, владелец группы «Русал», которая производит 7% всего алюминия на мировом рынке. «С этими санкциями Вашингтон оставляет за собой право на финансовое наказание предприятий вне зависимости от их национальности в случае существенных операций с теми, кто оказались в черном списке. В этой связи последствия становятся куда более серьезными», — не скрывает беспокойства Жан де Глиниасти (Jean de Gliniasti), старший научный сотрудник Института международных и стратегических исследований и посол Франции в России с 2009 по 2013 год.
Кроме того, Вашингтон старательно нагнетает туман вокруг того, какую операцию можно считать «значительной». «Цель — лишить ряд влиятельных российских деятелей доступа на мировой рынок капитала и изолировать их от международных валютных потоков, которые главным образом осуществляются в долларах», — считает Жюльен Веркей (Julien Vercueil), экономист и преподаватель Национального института восточных языков и цивилизаций. <
Опасения французских предприятий
<Хотя по итогам визита Эммануэля Макрона планируется подписать ряд «громких» контрактов, «американские санкции стали катастрофой для доверия иностранных и в частности французских предприятий к России», — с сожалением отмечает Эммануэль Киде (Emmanuel Quidet), глава Франко-российской торговой палаты в Москве. Сейчас в стране работают порядка 200 французских предприятий. Франция — второй по масштабам инвестор после Германии и первый в том, что касается создания рабочих мест. «Тревога связана с неопределенностью насчет юридических рисков для того или иного предприятия вне зависимости от его национальности в том, что касается установления или развития экономических отношений с указанными предприятиями», — продолжает Жюльен Веркей. В ответ на действия США Дума представила законопроект о бойкоте ряда американских товаров и санкциях против других стран, которые поддержат американские меры. Это можно считать едва прикрытым намеком на Францию и Великобританию. «Могут быть остановлены все крупные проекты, например, сотрудничество «Анжи» с Газпромом по газопроводу «Северный поток-2», — добавляет Эммануэль Киде.
Стойкость российской экономики
В 2014 году Россия ввела эмбарго на фрукты, овощи, мясо и молочную продукцию из США и Европы в ответ на санкции Вашингтона и Брюсселя после аннексии Крыма. Эта торговая война нанесла ущерб Европе и в частности Франции, обострив кризисную ситуацию молочной сфере и свиноводстве. Для России результаты оказались неоднозначными. «Напряженность усилила рецессию и инфляцию, однако через некоторое время им удалось восстановить некогда полностью исчезнувшие отрасли, в частности агропром», — объясняет экономист Жюльен Марсийи (Julien Marcilly). Так, в 2014 году Россия была вторым в мире импортером свинины, а сегодня сама экспортирует ее на некоторые иностранные рынки. Кроме того, за два года страна вновь стала крупнейшим экспортером пшеницы, напрямую конкурируя с французскими предприятиями на таких стратегических рынках, как Алжир и Египет.
Американское право — новое оружие
С новой волной санкций Трамп вновь расчехляет оружие экстратерриториальности американского права. Как и в случае Ирана, крупные французские банки продумывают каждый шаг. В финансировании гигантского проекта «Ямал СПГ» (20% принадлежит «Тотал») выросла доля китайских банков, тогда как французские предпочли собрать чемоданы из опасения американских мер. «Применяя на практике политику санкций, Запад следует логике холодной войны. Если он чрезмерно напирает на эту политику, как это происходит с недавними решениями Вашингтона, он может лишь еще больше углубить разрыв с Россией или даже сделать его необратимым, подтолкнув страну в сторону влияния Китая», — полагает Мишель Дюкло (Michel Duclos) из Института Монтеня. Нет сомнений, что во время вчерашнего ужина в Константиновском дворце Владимир Путин отпустил французскому коллеге шпильку насчет слабости Европейского союза.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|