-->
Конгресс США дал ход законопроекту NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), призванному запретить деятельность картелей нефтепроизводителей и экспортеров. ОПЕК, в свою очередь, уже проводит консультации с юристами с целью выработки стратегии на случай, если в США будет принят этот закон. Своим мнением о том, насколько реально принятие этого законопроекта и каковы его возможные последствия, с «НиК» поделился Кайл Дэвис, советник юридической фирмы Capital Legal Services, американский эксперт в области международного права.
«НиК»: Каковы шансы, что законопроект будет принят?
— Шансы невелики. Законопроекты, направленные против ОПЕК, появляются в США периодически. С учетом крепкой поддержки Саудовской Аравии со стороны президента Дональда Трампа после скандала, связанного с убийством в Турции журналиста Джамаля Хашогги, вряд ли Трамп подпишет такой законопроект, даже если он будет принят обеими палатами Конгресса, что тоже маловероятно.
«НиК»: Почему же?
— NOPEC снял бы с иностранных государств иммунитет в федеральной судебной системе США. Государственный иммунитет в судах других государств — доктрина взаимоуважения интересов государств, которая работает по принципу обоюдности. И именно США (больше, чем другие страны) имеют государственные интересы и ведут деятельность за пределами своих границ.
Кроме того, у США разбросаны по всему Ближнему Востоку, где находится львиная доля государств — членов ОПЕК, войска и различные объекты, потенциально представляющие опасность для местного населения.
Если государства — члены ОПЕК снимут с США государственный иммунитет по принципу взаимности, это может ощутимо ударить по интересам США в регионе.
Что касается «вмешательства» со стороны одного государства в рыночную конъюнктуру другого, то здесь США тоже могут быть уязвимыми, особенно в сфере сельскохозяйственной продукции. США всячески и постоянно предпринимают меры по поддержке мировых цен в этой отрасли, т. е. вполне возможно будет зеркально признать такие меры недопустимым сговором на рынке.
«НиК»: Тогда зачем Конгресс США обсуждает NOPEC и чем он все же грозит?
— Понятное дело, что, учитывая небольшие шансы принятия такого законопроекта, его выдвижение связано с пиаром и информационной войной, а также он является своего рода «кнутом» в отношениях между США и некоторыми странами, которые входят в ОПЕК. Цена на бензин — один из самых чувствительных политических вопросов в США как на местном, так и на национальном уровне. И есть такие государства — члены ОПЕК, особенно Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ, которые зависят от военной и политической поддержки США.
Само по себе выдвижение законопроекта NOPEC грозит странам-экспортерам нефти в меньшей степени, чем растущее производство нефти и газа в США и американская технология по извлечению нефти и газа из сланцевых формаций.
Следующим прорывом в этом направлении может стать масштабное применение такой технологии в Европе и Китае.
Пока в Европе этому мешает страх загрязнения окружающей среды. В Китае же главной проблемой является сложная геология по сравнению с США и неполный доступ к последним технологическим разработкам. Но, по оценкам Министерства энергетики США, у Китая резервы сланцевых углеводородов почти вдвое превышают запасы США и теоретически могли бы полностью покрыть собственные нужды Китая при сегодняшнем темпе потребления более чем на 100 лет.
Иными словами, законопроект NOPЕC практически не отразится на нефтяном рынке или на процессе принятия решений внутри ОПЕК, но, безусловно, за развитием событий вокруг него нефтяные экспортеры внимательно следят.
«НиК»: Какой тогда должна быть стратегия ОПЕК?
— ОПЕК в принципе уже придерживается правильной политики, когда организация характеризует договоренности о квотах на производство как «стабилизацию рынка». Это правильный подход, и в этом даже есть большая доля правды. Но странам-экспортерам не следовало бы обсуждать (хотя бы публично) конкретные ценовые диапазоны, на которые ОПЕК нацелена.
«НиК»: Как NOPEC коррелируется с международным правом?
— В 2004 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая должна была стать точкой опоры в вопросе государственного иммунитета. К ней уже успели присоединиться такие члены ОПЕК, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Экваториальная Гвинея.
Россия подписала конвенцию, но не ратифицировала ее, а США и не подписали. В любом случае конвенция не вступила в силу и вопрос государственного иммунитета остается неурегулированным в международном праве.
Другой вопрос — может ли организация, созданная в силу международного договора, такая как ОПЕК, быть квалифицирована даже в рамках законодательства США как антимонопольный сговор или картель? Если в силу Парижского соглашения о борьбе с изменением климата страны могут договориться между собой о конкретных ограничениях на выбросы углекислого газа (а это ограничение фактически является ограничением на потребление нефти и газа), то почему производители не могут договариваться об ограничениях на производство нефти…
oilcapital.ru
Прогноз ценовых колебаний с 14 по 18 января 2019
Просмотров: 194 |
Добавил: apmorti1972
| Рейтинг: 0.0/0 |